test ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ И КАК ЕГО ВЕСТИ

test ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ И КАК ЕГО ВЕСТИ

Если вы задумались о увеличении оборота компании, и планируете эту историю с опытным ментором, то от вас обязательно попросят цифры: выручка, маржинальность, прибыль (EBIDTA и чистая), показатели для KPI сотрудников и пр. Все эти данные и даёт управленческий учёт.
Что такое управленческий учёт
Управленческий учёт — это база данных (комплекс баз данных) с зафиксированными в ней всеми фактами деятельности бизнеса, которые потом собираются в управленческую (финансовую) отчётность. Управленческий учёт (УУ) часто путают с бухгалтерским из-за схожести отчётов. Часто в малом бизнесе «управленка» начинается с бухучета. А когда бухгалтерских данных для принятия решений становится недостаточно, УУ выделяют в отдельную систему.

Управленческий учёт финансовой деятельности — гибкая система, правила формирования определяют сами предприниматели. Формы отчётов, регистры, нормы учёта данных и исследуемые показатели не ограничены законодательными требованиями.

Для удобства управленческий учет для бизнеса делят на несколько видов:

  • Производственный – определяет себестоимость продукции и услуг. Показывает, сколько и каких ресурсов компания тратит на производство. Для торговых компаний в этой категории выступает складской учет товаров. Для IT-компаний — позаказный учет каждого контракта и этапы исполнения.
  • Маржинальный — определяет точку безубыточности, позволяет выяснить во сколько раз может вырасти бизнес, считает операционный рычаг и способность компании воспользоваться кредитными средствами и погашать долги в срок.
  • Бюджетный – использует бюджеты (планы). В рамках бюджетного учета выделяются центры финансовой ответственности (отделы, направления) и определяются бюджеты и KPI каждого направления. Это помогает управлять эффективностью отделов и отдельных сотрудников.
  • Стратегический – направлен на обеспечение предприятия ресурсами и финансами для долгосрочного развития. Лет так на 10.


Управленческий учет в малом бизнесе состоит из объектов, которые влияют на чистую прибыль:

  • доходы и расходы;
  • имущество – денежные средства, финансовые вложения, запасы, дебиторка и другие активы;
  • обязательства – задолженность перед поставщиками, налоговой службой, сотрудниками и другими лицами;
  • кредиты, собственный капитал, нераспределенная прибыль и другие источники финансирования;
  • прибыль или убыток;
  • центры финансовой ответственности.


Объекты управленческого учета можно учитывать в целом по предприятию или делить по сделкам, направлениям или товарам. Детализацию выбирают в соответствии с целями и задачами предприятия.

Чем управленческий учет отличается от бухгалтерского
Управленческий учёт — это база данных (комплекс баз данных) с зафиксированными в ней всеми фактами деятельности бизнеса, которые потом собираются в управленческую (финансовую) отчётность. Управленческий учёт (УУ) часто путают с бухгалтерским из-за схожести отчётов. Часто в малом бизнесе «управленка» начинается с бухучета. А когда бухгалтерских данных для принятия решений становится недостаточно, УУ выделяют в отдельную систему.

Управленческий учёт финансовой деятельности — гибкая система, правила формирования определяют сами предприниматели. Формы отчётов, регистры, нормы учёта данных и исследуемые показатели не ограничены законодательными требованиями.

Для удобства управленческий учет для бизнеса делят на несколько видов:

  • Производственный – определяет себестоимость продукции и услуг. Показывает, сколько и каких ресурсов компания тратит на производство. Для торговых компаний в этой категории выступает складской учет товаров. Для IT-компаний — позаказный учет каждого контракта и этапы исполнения.
  • Маржинальный — определяет точку безубыточности, позволяет выяснить во сколько раз может вырасти бизнес, считает операционный рычаг и способность компании воспользоваться кредитными средствами и погашать долги в срок.
  • Бюджетный – использует бюджеты (планы). В рамках бюджетного учета выделяются центры финансовой ответственности (отделы, направления) и определяются бюджеты и KPI каждого направления. Это помогает управлять эффективностью отделов и отдельных сотрудников.
  • Стратегический – направлен на обеспечение предприятия ресурсами и финансами для долгосрочного развития. Лет так на 10.


Управленческий учет в малом бизнесе состоит из объектов, которые влияют на чистую прибыль:

  • доходы и расходы;
  • имущество – денежные средства, финансовые вложения, запасы, дебиторка и другие активы;
  • обязательства – задолженность перед поставщиками, налоговой службой, сотрудниками и другими лицами;
  • кредиты, собственный капитал, нераспределенная прибыль и другие источники финансирования;
  • прибыль или убыток;
  • центры финансовой ответственности.


Объекты управленческого учета можно учитывать в целом по предприятию или делить по сделкам, направлениям или товарам. Детализацию выбирают в соответствии с целями и задачами предприятия.

Автор: ББ Эльбика
17 ноября 2022

У вас Остались вопросы?

Запишитесь на бесплатную консультацию и мы ответим на все вопросы о наших услугах и предложим вариант решения вашей задачи.

Нажимая кнопку «Отправить» вы даёте своё согласие на обработку персональных данных